Аттал

Аттал уподобил свою победу над галатами победе богов и этим протянул еще одну нить от классической Эллады к своему царству. Он был из иного теста, нежели Деметрий. Аттал не украшал себя златотканой мишурой, не требовал почестей, подобных божественным, а в театре он отличался от своих подданных только тем, что сидел в мраморном кресле. Но это не значит, что Аттал не был честолюбив. Напротив, он мечтал о славе, но он был умнее и дальновиднее Деметрия. Прославляя себя и свой род руками художников, Аттал и его преемники приравнивали себя к богам. Недаром Гелиос на Пергамском фризе имеет лицо царя Пергама, победителя галатов.

Когда Фидий изобразил себя на щите Афины, он попал за это в тюрьму. В Афинах на человека, посмевшего увековечить себя рядом с богами, смотрели как на святотатца: он нарушал равенство между свободными. В Пергаме не было равенства, здесь был всемогущий царь, правда, по примеру Перикла, одетый так же, как остальные горожане, но тем не менее, царь. Царь этот, подобно богам, был волен над жизнью и смертью своих подданных. Хотя этот царь и делал вид, что блюдет традиции греческой демократии, он тем не менее оставался царем, а значит должен был быть изображенным в виде бога.