БРОНЗОВЫЙ СТРАЖ

Прямо перед нами, шагах в сорока, возвышается бронзовая статуя женщины в чешуйчатом панцире и шлеме с высоким гребнем. У ног ее пифон — атрибут мудрости. Грозна и в то же время спокойна и величава Афина — покровительница города, но ее оружие никому не грозит, никого не устрашает. Она оперлась на бронзовое копье, как страж. Ее взор устремлен вдаль, поверх укреплений Акрополя, туда, откуда могут появиться враги. Вооруженная женская фигура воплощает не воинственность, а бдительность: обладая свободой, должно зорко ее охранять.

Творец этой статуи Фидий, друг Перикла и величайший скульптор Греции, был вдохновителем работ на Акрополе. Он всем распоряжался и за всем наблюдал, хотя при каждом сооружении были великие зодчие и художники — свидетельствует Плутарх.

Творчество Фидия завершало собой большой отрезок истории греческого искусства. Древние греки были веселым народом. Они любили все яркое. Мраморные изваяния богов и героев они расцвечивали, а иногда покрывали позолотой. Храмы украшали цветным орнаментом — синим, красным и коричневым, рельефы красили золотистой охрой. До сих пор в прохладных залах музеев улыбаются мраморные девушки — памятники далекой жизни этого удивительного народа.

Греческие статуи VII—VI веков до н. э., стоявшие на Акрополе до персидских войн, были симметричны: одна половина фигуры — зеркальное отражение другой. Скованные позы. Вытянутые руки прижаты к мускулистому телу. Ни одного поворота ни вправо, ни влево. Ни малейшего наклона головы. Глаза слегка навыкате. Взгляд напряженно-внимателен, даже суров. Но губы расплылись в улыбке. Улыбка словно изнутри освещает скульптуру выражением радости, спокойной и сдержанной. Это радость жизни.