Как и в других…
Как и в других восточных деспотиях, персидские зодчие стремились к созданию колоссальных, подавляющих человека построек. Но, в отличие от построек Египта и Вавилона, где господствовала мертвая масса камня или кирпича, в Персеполе колоссальный объем не сплошной, а расчлененный колоннами и пронизанный светом.
Главный вход в ападану был со стороны городских ворот. Двухмаршевая лестница, похожая на парящую птицу, была такой пологой, что по ней без труда мог подняться всадник: царь въезжал в ападану верхом.
На боковых стенах лестницы, на дверях и в стенных нишах сохранились рельефы.
Вот царь в строгой и величественной позе сидит на троне. Над ним отороченный кистями и бахромой балдахин из расшитой ткани. Прямой и неподвижный, царь смотрит вдаль, поверх всех, кто перед ним. Сзади, держась за спинку трона, стоит сын царя, наследник престола. Внизу, под ногами обоих, в три ряда идущие с дарами поданные, а над ними — крылатый диск, символ Аурамазды. Это не бог солнца, подобный Атону. Для персов солнце и луна священны, поскольку они испускают свет, но они не боги. Бог Аурамазда — сами лучи света, ибо это лучи добра.