На первый взгляд…

На первый взгляд кажется, что колонны Парфенона отстоят друг от друга на равном расстоянии. В действительности пролеты незаметно для глаза увеличиваются к центру. Толщина колонн также неодинаковая. На фоне неба деревья и другие предметы кажутся намного тоньше, чем на самом деле,— свет как бы «съедает» объем. Чтобы преодолеть это, угловые колонны, которые вырисовываются на фоне неба, сделаны чуть более массивными, чем те, что видны на фоне стены. И стоят колонны не прямо — они немного наклонены внутрь, к стенам здания, и поэтому выглядят выше и стройнее.

История сохранила нам имена Иктина и Калликрата — строителей Парфенона, закончивших свое творение к 438 году до нашей эры. Но в неменьшей мере Парфенон обязан и гению Фидия, который задумал украсить Парфенон снаружи так, чтобы скульптура на фасадах была чем-то вроде пролога к изваянию богини внутри храма.

Композицией на западном, обращенном к Пропилеям, фронтоне Парфенона Фидий как бы объясняет входящему, почему Афина стала покровительницей города. Бог морей Посейдон и богиня мудрости Афина когда-то стремились обладать Аттикой. Согласно мифу, их спор должно было решить чудо, которое они сотворят на пользу краю. Посейдон ударил трезубцем по скале, и из камня потекла солоноватая целебная вода. Афина ударила в землю копьем, и на этом месте поднялось оливковое дерево.

Дар Афины был признан более полезным, и ей было передано покровительство над Аттикой и ее главным городом. И здесь мы видим: не люди служат богам, а боги стараются услужить людям.

Сцена, изображенная Фидием, имела и другое значение. Море соединяет между собой города и страны, поэтому бог моря Посейдон считался богом-основателем городов, покровителем аристократов, богачей, владеющих кораблями. Афина — богиня мудрости — считалась изобретательницей ткачества и других ремесел. Она была покровительницей тех, кто живет трудом своих рук.

Миф о победе Афины над Посейдоном был отражением победы простых людей над знатью.