Оба ордера
Оба ордера сошлись на Акрополе, как на перекрестке путей греческой цивилизации. Парфенон поражает своей мужественностью. Эрехтейон — изысканной, несколько женственной красотой. В искусство вторгается лирическая струя, появляются задумчивость, размышление о жизни, стремление поддержать, утешить человека. Эти новые тенденции вызваны не только страданиями, принесенными войной, но и тем, что жажда обогащения у одних рядом с обнищанием других, стремление к роскоши там, где она еще полвека назад считалась пороком, принесли разочарование и отчужденность.
Фриз, опоясавший Эрехтейон, двухцветный. Белые мраморные фигуры контрастировали с фиолетовым фоном фриза из элевсинского известняка и казались драгоценной камеей, вырезанной неведомым ювелиром. Да и весь Эрехтейон отличается ювелирной отделкой покрытых орнаментом карнизов, мраморных тяг, спиралей ионических капителей.
Эрехтейон столь же человечен и соразмерен, сколь Парфенон, но великолепие Парфенона — в сдержанной мощи, а обаяние Эрехтейона — в изысканном благородстве, в изяществе, в праздничности.
Асимметрия плана здания объясняется необычным его назначением. Восточная часть Эрехтейона посвящена Афине, западная — Посейдону. Внутри Эрехтейона жрецы показывали след трезубца, которым бог Посейдон ударил в скалу Акрополя. А в маленьком дворике, близ портика кариатид, росло оливковое дерево, якобы то самое, которое появилось среди бесплодных скал благодаря богине Афине.
История не донесла до нас ни имени строителя Эрехтейона, ни того, какое отношение к этой постройке имел осторожный богач Никий, оказавшийся во главе государства. Эрехтейон был последним крупным сооружением Акрополя. Вскоре Никиев мир был нарушен, и Пелопонесская война началась с новой силой и с прежней яростью.