ПОБЕДА

Пергам быстро богател. Цари Эвмен и Аттал оказались не только хитрыми политиками, но и оборотистыми дельцами. Они построили обширные мастерские, в которых сотни рабов ткали золотую парчу. Царям принадлежали рудники, в которых добывалась горная смола для благовонных курений, царские мастера владели секретом изготовления особых занавесей из льна.

Цари заставили виться по склонам крепостные стены и вырубленные в скале лестницы, заменявшие улицы. Они заставили домики с крышами из черепицы лепиться к склону, как гнезда ласточек. И, наконец, они заставили саму гору изменить свою форму.

Армии рабов превратили в просторные террасы выступы скалы. Одни стесывали камень, чтобы выровнять природные площадки, другие наращивали эти площадки с помощью искусственных стен из каменных блоков. И чем шире растекалась по миру слава Пергама, тем настойчивее его владыки стремились утвердить в общем мнении свою роль хранителей демократических традиций прошлого.

Преемник Эвмена Аттал ввел в Пергаме обычай панафинейских шествий, таких же, как изображены на фризе Парфенона. Теперь и в Пергаме девушки ткали священное одеяние богини Афины и во главе процессии несли его в храм. Аттал дошел до того, что официальные документы в Пергамском царстве повелел писать не на современном ему греческом языке, а на старинном наречии, на котором говорили в Афинах во времена Перикла и Фидия.