Правое крыло Пропилей
Правое крыло Пропилей короче левого. Перед ним —хрупкое, похожее на изящную мраморную игрушку здание как будто улыбается само и заставляет ласково улыбаться прохожих. Это храм Ники.
Самое маленькое в ансамбле здание посвящено богине победы. Греки сделали это сознательно: главное — не сама победа, а мир и процветание, которые за ней следуют.
Непоседливые, пылкие и деятельные боги Греции походили на самих греков. Правда, они были выше ростом, принимали любой облик, превращались в животных, в растения и никогда не умирали. Но в остальном вели себя точно так же, как обыкновенные люди, женились, наказывали детей, обманывали друг друга.
Богиня победы Ника изображалась прекрасной женщиной с большими крыльями: победа непостоянна и перелетает от одного противника к другому. В отличие от бога войны Ареса, который всегда изображался вооруженным, Ника безоружна, ибо победа выше оружия и обитает она не на поле боя, а на родине победителя, ибо побеждает воин, а одерживает победу — весь народ.
Афиняне изобразили богиню бескрылой. Они хотели сказать этим, что, поселившись в Афинах, победа уже никогда и никуда не улетит, что она останется на Акрополе навечно. Храмик, маленький и изящный, подчеркивает, что Победа стала почти «домашней» богиней Афин. И, правда, она чувствует себя здесь так спокойно и уютно, что даже сняла с головы свой традиционный атрибут — шлем, а на одном из рельефов изображена спокойно поправляющей сандалию.
Ника без крыльев и без доспехов — означает победу духа над грубой силой. Храм Ники стоит на выступе скалы. Он чуть повернут в сторону Пропилеи и играет роль маяка, направляя путника к входу на Акрополь.
Но вот мы вступили под мраморную сень Пропилей. Лента дороги тоже одевается мрамором. По ней через массивные средние ворота, отлитые из бронзы, проходят на Акрополь жертвенные животные. Эти ворота открыты только в дни празднеств. В будни на Акрополь входят через боковые двери, обитые медью.
Еще несколько ступеней вверх, ступенька вниз, и взору открывается площадь на вершине скалы.