В искусстве Греции…

В искусстве Греции после Марафона и Саламина скованность поз исчезает, фигуры обретают движение, пропорции — естественность. Великий скульптор Мирон, старший современник Фидия, первым изобразил юношу в момент, когда он замахнулся тяжелым диском. Его тело изогнуто, захвачено движением. Фигура юноши-атлета напряжена, как готовая развернуться пружина. Под упругой кожей отведенной назад руки взбугрились тренированные мускулы. Пальцы ног, образуя надежную опору, глубоко вдавились в песок. Он весь в действии, он — само действие.

В отличие от Мирона скульптор Поликлет, тоже современник Фидия, любил изображать атлетов в состоянии покоя. Он считал, что в скульптуре стремительное движение препятствует выражению душевной красоты человека.

Копьеносец Поликлета стоит неподвижно. Но это не статичность архаических статуй. Он не скован симметричной позой, а как человек, умело и легко владеющий своим телом, чуть согнул одну ногу и переместил тяжесть своего тела на другую. Копьеносец стоит на месте, но кажется — мгновение, и он сделает шаг вперед. Перед нами человек, свободный от страха, гордый, сильный и сдержанный,— воплощение достоинств воина и гражданина. Его лицо невозмутимо, но это не безразличие, а ясность духа, позволяющая господствовать над страстями.