Афинская демократия после…

Афинская демократия после бурного, но, увы, кратковременного расцвета неожиданно показала свою ограниченность. Любовь к родной Аттике, укрепившаяся после греко-персидских войн, стала незаметно перерастать в высокомерие по отношению к недавним союзникам и соратникам Афин, идея равноправия постепенно лишалась смысла. Патриотизм под воздействием демагогов перерастал в тщеславие, в представление исключительности роли Афин в истории Греции. Бесспорно большие заслуги Афин стали преувеличиваться, что вызывало страх и подозрительность у других полисов. Наконец, и в самих Афинах начинания, полезные для всех, уступают место замыслам честолюбцев, а престиж государства делается ставкой в игре самолюбий. После 431 года, когда разразилась страшная и опустошительная Пелопонесская война за гегемонию между Афинами и Спартой, это стало очевидным для всех.

Главный противник Афин — Спарта — государство железной диктатуры. В Спарту никто не мог въехать и ее не имел права покинуть ни один из ее граждан. Каждого мужчину в Спарте воспитывали, как солдата, в казармах. В жестокие времена рабовладения спартиаты сумели удивить мир своей бессердечностью. Рабов, которые содержались в лагерях под охраной, спартиаты казнили не только за проступки, но даже за силу и красоту.

В истории нередки случаи, когда воюющие страны начинают оказывать друг на друга влияние.

Тоталитарная Спарта без труда обезвреживала проникновение демократических идей, а для демократических Афин появление в городе сторонников спартанских порядков было гибельным. Оно вызвало расщепление личных и общественных интересов, противопоставление отдельного человека — государству, честолюбия — любви к родине. Семена разложения давали медленные, но верные всходы, и, когда в 421 году был заключен мир, названный Никиевым, Афины были уже не те, что при Перикле.