Фидий

Фидий, изображая богиню — покровительницу государства, призванную помочь каждому занять в жизни место, соответствующее заслугам, способностям и склонностям, стремился воплотить в облике Афины идею справедливости.

Плавно струятся складки одежды Афины, гармонируя с ее спокойной, уверенной позой.

Афину Фидий не отлил из бронзы и не высек из белого пантелийского мрамора. Тысячи пластинок слоновой кости были искусно пригнаны к деревянной основе так, что казалось, будто голова и руки великой богини изваяны из одного куска этого драгоценного и благородного материала. Желтоватая кость выглядела снежно-белой благодаря контрасту со шлемом и одеянием богини из чеканного золота. Круглый щит, который Афина придерживала левой рукой, тоже был золотым. На щите Фидий представил сцену битвы греков с воинственными женщинами-амазонками. И в центре — плешивый старик, поднявший двумя руками камень. Это сам Фидий.

Автопортрет художника в храме сочли неслыханной дерзостью. Он-де этим поставил себя выше сограждан и приравнял себя к богам. Процесс над Фидием (его к тому же обвинили в краже золота) — начало заката демократических Афин. Внешне дело касалось защиты демократии от посягательств честолюбца. Но это было лишь лживым предлогом. Фидий — друг и сподвижник Перикла, процесс против скульптора должен был опорочить главу государства.