АЛТАРЬ …

На вершине пергамской скалы бурлил рынок. Здесь можно было купить все: от аравийского ладана до сирийских благовоний, от свитков папируса, которые умели выделывать только в Египте, до шелковых тканей и драгоценных камней из далекой Индии. Стоял несмолкаемый гомон: крики разносчиков, рев ослов, скрип деревянных колес, клятвы, проклятия, хохот.

И над этим людским морем был заложен фундамент белоснежного мраморного помоста. Помост, оконченный лишь при внуке Аттала, в плане был квадратным. Вдоль трех стен шла мраморная лента рельефа, а с четвертой — лестница вела на окруженную колоннадой площадку. На площадке находился мраморный жертвенник.

Помост назывался алтарем Зевса, и огромный рельеф, окружавший помост с трех сторон, был посвящен верховному богу древних греков.

Греческий миф рассказывает, что у богини земли Геи были сыновья, которых называли гигантами. Они имели человеческий облик, но вместо ног у них росли змеиные туловища.

Однажды гиганты восстали против власти богов. Ваятели Пергама запечатлели на фризе алтаря отчаянную, самозабвенную схватку богов и гигантов, в которой нет места ни сомнению, ни пощаде. Эта борьба добра и зла, цивилизации и варварства, разума и грубой силы должна была напоминать потомкам битву их отцов с галатами, от которой зависела когда-то судьба Пергама да и всей Передней Азии.