ПАРФЕНОН

Парфенон открывается проходящему через Пропилеи с угла и тем самым как бы понуждает к круговому обходу. Вход в Парфенон — со стороны, противоположной Пропилеям. Зодчие заставляли человека обойти храм и проникнуться строгим и торжественным настроением.

За колоннадой по верху стен Парфенона тянется стошестидесятиметровая мраморная лента рельефа. Вместе с путником как бы движется вокруг храма праздничное шествие.

Панафинеи — главный праздник Афины — отмечают раз в году. Афинские девушки, окончив ткать пеплос — священное одеяние богини, несут его в храм. Вместе с ними на Акрополь поднимается процессия афинян. Вот группа отважных всадников на горячих коренастых лошадях. Девушки в длинных рубахах погоняют круторогих быков. Идут женщины с пальмовыми ветвями — символом мира. Важно шествуют старцы, спокойные и благородные; для процессии в честь богини Афины выбирались самые бодрые и статные старики. Торжественно и ритмично фигуры то сближаются, то отдаляются одна от другой, то сливаются в живописные группы.

На рельефе боги смешались с людьми не только для того, чтобы принимать от них почести. И те и другие участвуют в общем празднестве и восседают за столами для пиршества. Бог ремесла Гефест и покровительница науки Афина беседуют между собой просто и дружелюбно, как труженики по окончании дня. В них нет ничего сверхъестественного, ничего, отличающего богов от прекрасных людей, и в то же время они выше забот и пагубных страстей, владеющих человеком.