Вокруг храма Афины

Вокруг храма Афины у его подножия на постаментах разной высоты и формы стояли фигуры воинов и бюсты полководцев, стелы с надписями, прославляющими подвиги отдельных отрядов, медные треножники для благовонных курений, водруженные по обету, данному богам, а также размалеванные резные идолы, захваченные у побежденных.

Люди, создавшие алтарь Зевса, были достаточно мудры, чтобы понимать: унижение побежденного не вплетает лавров в венок победителя. Много ли чести одолеть слабого, глупого или ничтожного? Слава достается тому, кто одержал победу над равным или над тем, кто сильнее его, и пергамские художники возвеличивали поверженных врагов.

Вождь галатов и его жена, изваянные скульптором по имени Эпигон, стояли близ храма Афины. Жена вождя готова сдаться, ибо она слабая женщина. Он же, полный мужества, предпочитает смерть. Чтобы не отдать жену врагам и самому не пережить позора, галат нанес ей смертельную рану и, собрав последние силы, вонзает меч в собственную грудь.

В отличие от алтаря, на террасе Афины не было скульптур, изображающих сражение или единоборство. Она была своего рода музеем под открытым небом, музеем скульптур, посвященных победе. Статуи, бюсты, стелы, расставленные без какой-либо системы, занимали всю площадь террасы. Плиты, соединявшие колонны второго этажа, играли роль своеобразного аккомпанемента этой симфонии скульптур. На плитах были изображены панцири, шлемы, мечи, части военного оружия, тараны, носы боевых кораблей, конская сбруя, боевые колесницы, щиты — словом, целая энциклопедия военной техники эллинизма.